Введение
Сахарный диабет - это хроническое заболевание, характеризующееся высоким уровнем сахара в крови. Он становится все более распространенным во всем мире, и по состоянию на 2019 год диагноз был поставлен более чем 463 миллионам взрослых. Глобальные экономические издержки диабета в 2018 году оценивались в 760 миллиардов долларов США. Несмотря на достижения в области методов лечения, лечение этого состояния остается сложной задачей из-за его сложной природы и связанных с ним осложнений.
Урдокс (урсодезоксихолевая кислота) - ингибитор синтеза желчных кислот, который десятилетиями использовался без рецепта при различных состояниях, включая заболевания желчного пузыря, первичный билиарный цирроз и гепатоцеллюлярную карциному. Недавно он появился в качестве потенциального терапевтического средства при сахарном диабете 2 типа (СД2). В этом обзоре исследуются механизмы, лежащие в основе воздействия урдокса на метаболизм глюкозы, и обсуждаются современные данные, подтверждающие его применение при СД2.
Механизм действия
Урдокс оказывает свое действие с помощью множества механизмов. Во-первых, он усиливает активность инсулина за счет усиления его связывания с рецепторами, тем самым улучшая периферическую утилизацию глюкозы. Во-вторых, он снижает всасывание глюкозы в кишечнике, что приводит к уменьшению постпрандиальной гипергликемии. Кроме того, урдокс стимулирует выработку кишечных пептидов, ответственных за регулирование аппетита и потребления пищи, тем самым способствуя снижению веса - распространенной проблеме среди пациентов с СД2.
Доказательства, подтверждающие использование в T2DM
Несколько исследований показали обнадеживающие результаты относительно эффективности урдокса при лечении СД2. В одном исследовании с участием 57 участников у тех, кто получал урдокс, через три месяца наблюдалось значительное снижение уровня глюкозы в плазме натощак по сравнению с группой плацебо. В другом исследовании сообщалось об улучшении гликемического контроля и снижении индекса массы тела у лиц с ожирением, получавших урдокс в течение шести месяцев.
Однако, несмотря на эти положительные результаты, для подтверждения этих наблюдений необходимы более масштабные рандомизированные контролируемые исследования. Более того, понимание долгосрочного профиля безопасности урдокса имеет решающее значение, прежде чем рекомендовать его для обычной клинической практики.
Заключение
Несмотря на многообещающие перспективы использования urdox для лечения СД2, требуются более надежные данные крупномасштабных клинических исследований. До тех пор медицинским работникам следует рассмотреть возможность включения urdox в индивидуальные планы лечения пациентов, страдающих СД2, основанные на индивидуальных характеристиках и предпочтениях пациента.