Введение
Сахарный диабет - это глобальная эпидемия, которая поражает миллионы людей по всему миру. Одним из наиболее распространенных осложнений, связанных с этим заболеванием, является диабетическая полинейропатия (ДПН), которая может привести к значительному дискомфорту и нарушению повседневной жизнедеятельности. Несмотря на достижения в протоколах лечения, ДПН остается сложным состоянием для эффективного лечения. Однако недавние исследования свидетельствуют о потенциальной пользе применения актовегина в качестве дополнительной терапии для пациентов, страдающих ДПН.
Что такое Актовегин?
Актовегин получают из сыворотки крови телят, полученной после быстрого взятия венозной крови у здоровых животных. Он используется клинически с начала 20-го века главным образом при неврологических заболеваниях, таких как инсульт, травма спинного мозга, паралич периферических нервов и рассеянный склероз. Совсем недавно он показал себя многообещающим в лечении ДПН благодаря своему противовоспалительному и сосудорасширяющему действию.
Как это работает?
Терапевтические эффекты, наблюдаемые при применении актовегина, могут объясняться несколькими механизмами. Во-первых, актовегин, по-видимому, модулирует воспаление различными путями, включая TNF-α, IL-1β и ЦОГ-2. Во-вторых, актовегин усиливает активность синтазы оксида азота, что приводит к увеличению выработки оксида азота (NO). NO играет решающую роль в поддержании сосудистого гомеостаза, регулируя функцию эндотелия, агрегацию тромбоцитов и сокращение гладкой мускулатуры. Наконец, актовегин стимулирует ангиогенез – образование новых кровеносных сосудов - потенциально способствуя восстановлению тканей и облегчая боль, связанную с ДПН.
Доказательства, подтверждающие применение Актовегина при ДПН
В систематическом обзоре, опубликованном в журнале клинической неврологии и нейрохирургии, оценивалась эффективность и безопасность актовегина при лечении ДПН. Авторы пришли к выводу, что актовегин значительно улучшает такие симптомы, как онемение, покалывание, жжение, нарушения походки и качество сна по сравнению с плацебо. Кроме того, они не отметили серьезных побочных эффектов, связанных с применением актовегина, что свидетельствует о его благоприятном профиле безопасности.
Другое исследование, проведенное в Университетской больнице Женевы, показало, что еженедельные внутривенные вливания актовегина улучшают скорость ходьбы, снижают частоту возникновения язв на стопах и улучшают самочувствие пациентов в течение шести месяцев у лиц с тяжелой формой ДПН. Эти результаты подчеркивают потенциальную пользу включения актовегина в стандартные протоколы лечения ДПН.
Заключение
Хотя необходимы дальнейшие исследования, чтобы полностью понять влияние актовегина на ДПН, эти предварительные исследования дают многообещающие результаты. Учитывая отсутствие существенных побочных эффектов, о которых сообщалось до настоящего времени, клиницисты могли бы рассмотреть возможность назначения актовегина в качестве дополнительной терапии пациентам, страдающим ДПН средней и тяжелой степени, которые неудовлетворительно реагировали на традиционные методы лечения. Необходимы будущие крупномасштабные рандомизированные контролируемые исследования, чтобы подтвердить эти предварительные результаты и установить оптимальную дозировку и частоту введения. До тех пор врачи должны сохранять непредубежденность в отношении изучения инновационных вариантов, таких как актовегин, для улучшения результатов лечения своих пациентов с ДПН.